Мы открыты для журналистов
и всех, кто интересуется
нашей компанией
.

Есть вопросы — задавайте
или пишите нам
на gem.pr@mail.ru.

Начальник сказал – надо! 20 июля 2020

Братскому монтажному управлению Гидроэлектромонтаж – более полувека. За это время предприятие стало родным для многих людей. И это не просто слова, а крепкие трудовые традиции, понятия рабочей доблести и чести, которые здесь зародились и продолжают жить. Именно в такую компанию родители приводят своих детей. Так рождаются трудовые семьи и династии.

Все-таки трудовые династии - удивительное явление. Работая на одном месте не одно десятилетие, переживая с организацией все успехи и трудности, такие семьи корнями врастают в предприятие, становятся его душой, сосредоточивая в себе все то лучшее, что вкладывается в понятие «человек труда». Почти 100 лет на троих - таков общий трудовой стаж работы в БМУ ГЭМ династии Тузов.
Глава семьи - Николай Леонидович Туз пришел работать в ГЭМ в 1965 году. «После окончания школы в 1960 году я выучился, получил профессию «техник-автомеханик». Тогда была одна категория - шофер-профессионал… на любую машину, - вспоминает Николай Леонидович. - Затем отслужил в армии и в 1965 году по комсомольской путевке приехал в Братск, устроился в ГЭМ, хотел водителем, но мест не было, предложили поработать электромонтажником. Сначала по второму разряду, затем по третьему, а потом перешел водителем».
Электромонтажником Николай Леонидович проработал всего полгода, участвовал в строительстве Братского лесопромышленного комплекса и строящегося первого корпуса алюминиевого завода. А затем перевелся на Участок механизации водителем. «Первая машина моя была ГАЗ-51 - простой и надёжный универсальный грузовик, потом Уралец 355. В Железногорск, Усть-Илимск возил грузы, когда Богучанскую ГЭС строить начали – стал в Кодинск ездить, тогда еще его называли Кодинской заимкой», - рассказывает Николай Туз. На грузовых автомобилях Николай Леонидович ездил вплоть до 1982 года. Именно в этом году начальником Братского Управления стал Борис Иванович Синягин. «Он тогда меня вызвал и сказал - ты будешь меня возить. Я ответил, что не хочу», - с улыбкой вспоминает Николай Леонидович. Тогда нашему герою казалось удобнее и проще работать простым водителем, чем быть «привязанным» к передвижениям руководства. Но судьба распорядилась иначе, и Николай Леонидович пересел с грузовика на новенький ГАЗ 24 (Волга)… С тех пор вплоть до выхода на заслуженный отдых Николай Туз возил всех последующих начальников Братского монтажного управления ГЭМ: Бориса Синягина, Виктора Козырева, Юрия Рассоветского, Виктора Шидловского и нынешнего руководителя БМУ ГЭМ Анатолия Хабуктанова.
Всю свою трудовую жизнь, без малого 50 лет, Николай Туз проработал в БМУ ГЭМ. «Разные времена бывали, и трудно было, и зарплату не платили, но перенесли мы все эти тяготы и лишения, - рассказывает Николай Леонидович. - Свою работу любить надо, для меня ГЭМ – не пустой звук. Мы с семьей, если сложить, больше 100 лет здесь отработали».
С супругой Раисой, вместе с которой живут уже более полувека, наш герой познакомился в Братске в общей компании друзей. 4 апреля 1967 года сыграли свадьбу. «Я не знаю кому больше повезло, мне или ей – за всю жизнь даже не ругались ни разу», - говорит Николай Леонидович. Затем родились дети: старший сын Вячеслав, а потом младший – Сергей.
Сегодня Николай Леонидович Туз находится на заслуженном отдыхе, а династию продолжили его сыновья.
Впрочем, не стоит думать, что в этой семье детей растили с мыслью, что у них одна дорога – в ГЭМ. К примеру, старший сын Вячеслав после службы в армии работал сначала водителем в Братском автотранспортном предприятии. Но в итоге, судьба все равно привела его в ГЭМ. И именно отец повлиял на выбор старшего сына. «Однажды отец сказал мне, что в ГЭМе на Братском участке есть молодой начальник Анатолий Хабуктанов, которому нужен хороший водитель, - вспоминает Вячеслав Туз. Я уволился с прежнего места работы и стал возить его. С 1992 года… до сих пор вожу, 30 лет почти».
За это время в карьере Вячеслава было много запоминающихся случаев. Однажды он поехал в Хакасию на строящийся объект с главным инженером предприятия Алексеем Лурье, зима была, мороз минус 50, ночь. «А у меня ролик натяжной сломался, - вспоминает Вячеслав, - так помню я его сделал со скоростью питстопа сервисной команды Формулы-1. Иначе замерзли бы зимой посреди тайги». Но самыми важными в своей жизни Вячеслав считает слова отца: «Запомни, машина - это твой кабинет и не вздумай никому руль давать». Это правило Вячеслав соблюдает «железно».
А еще в жизни Вячеслава имеет место не только преданность любимой работе. В сезон он любит проводить время в лесу, с семьей – собирать ягоды, грибы. Кристально чистый лесной воздух, тишина, красота природы, – все это помогает ему отвлечься от суеты повседневной жизни, забыть о проблемах, отдохнуть душой и телом. «Раньше еще серьезно футболом занимался, сейчас старые травмы дают о себе знать, поэтому природа, лес – действительно отдушины», - говорит Вячеслав.
Младший сын Николая Леонидовича Сергей после школы проходил в ГЭМе практику, а затем после службы в армии был принят на Братский участок предприятия электромонтажником. Работал в бригаде на многих крупных объектах: Богучанской ГЭС, ПС 500 кВ Озерная, затем на Сервисном участке предприятия. Общий стаж работы Сергея в ГЭМе составил 23 года.
Часто беседуя не только с Тузами, но и представителями других гэмовских династий, всегда восхищаюсь их спокойной уверенностью, четкой жизненной позицией, отношением к делу. Об отце и Вячеслав, и Сергей говорят так: «Он знает свою работу досконально. Люди к нему хорошо относятся. Он надежный человек - основа нашей семьи». Именно отец научил детей честно трудиться, уважать коллег, любить дело, которым занимаешься.
На мой взгляд, истинные представители трудовой династии не могут быть людьми равнодушными. Они всегда близко к сердцу воспринимают судьбу своего предприятия, коллег. Они – настоящие! Настоящие во всем – в своей профессии, в семье, в жизни. Именно такие люди должны составлять основу нашего общества.