Служба наладки БМУ ГЭМ. 15-летний юбилей создания 01.02.2014

На первый взгляд это довольно странно: почему БМУ ГЭМ 53 года, а Службе наладки предприятия — только 15 лет? Но все дело в том, что в те далекие времена формально на Братском участке ГЭМа наладчики не числились. Тогда наладочное подразделение существовало в структуре единого всесоюзного треста Гидроэлектромонтаж в Ленинграде. А в Братск, как и на любые другие большие стройки, этих специалистов централизовано отправляло руководство треста. Несколько таких командированных специалистов базировалось в Братске. Однако затем, в постперестроечные времена трест Гидроэлектромонтаж, как и многие советские гиганты, распался. Налаженные годами производственные связи были утрачены, а люди были вынуждены искать новое место работы. Кто-то из них вернулся в Ленинград, кто-то остался в Сибири.

Ситуация изменилась в 1999 году. Здесь как говорится: не было бы счастья, да несчастье помогло. На градообразующем предприятии Братска — Братском лесопромышленном комплексе (БЛПК) случился сильный пожар. Полностью выгорели склады со щепой, транспортеры, подающие древесное сырье и многое другое оборудование. Необходимо было в кратчайшие сроки восстанавливать работоспособность предприятия. К этим работам и были привлечены специалисты БМУ ГЭМ.

«Мы занимались восстановлением транспортерных линий, РП 6 кВ, — вспоминает руководитель Службы наладки БМУ ГЭМ Владимир Агеев. — Это был очень большой и сложный объем работы. Ведь восстановление — это совсем не то, что строительство. Приходилось расчищать завалы, выискивать и собирать по крупицам уцелевшее оборудование, большую часть, естественно, приходилось докупать и устанавливать».

Понятно, что оперативно такой объем работы вчетвером выполнить было просто не реально. Вот тогда на предприятии и было принято решение о создании отдельного подразделения — Службы наладки и об увеличении численности инженеров-наладчиков. Одним из первых в новую службу пришел Денис Зыков, ставший сегодня заместителем руководителя службы. Всего же к моменту окончания восстановительных работ на БЛПК Служба наладки насчитывала уже 10 человек. «Это был очень мобильный и боеспособный коллектив единомышленников и настоящих профессионалов», — рассказывает Денис Зыков.

После БЛПК встал вопрос, как и где задействовать этот коллектив. Впрочем, с этим особых проблем не возникло. Уникальные навыки, полученные при работе на БЛПК, оказались востребованы на другом лесопромышленном объекте — ООО «ТТС-ЛЕС» (г.Кодинск, Красноярский край). Здесь гэмовцы пускали в работу линию по производству пиломатериалов. Фактически это был деревообрабатывающий завод полного цикла: от окорки бревен до выхода готовых досок и бруса. Это была очень серьезная работа, сопряженная с различными трудностями. 

«Так, например, вся техническая документация была на финском языке. Недостаточно было просто ее перевести, гораздо важнее было четко понять, как это работает, ведь там использовались микропроцессорные устройства, которые на тот момент были в новинку в нашей стране, — вспоминает Денис Зыков. — Во многом мы действовали интуитивно, потому что ни у кого не было опыта в наладке таких специфичных вещей. И, тем не менее, мы справились с этим и запустили завод».

Там же на «ТТС-ЛЕС» специалисты Службы наладки БМУ ГЭМ стали выполнять первые работы на подстанциях 10 и 110 кВ, продолжая, таким образом, повышать свой профессиональный уровень.

Новое тысячелетие привело с собой очередные новые технологии. Так, например, на смену электромеханическим реле пришли современные цифровые защиты. И чтобы быть конкурентоспособными, необходимо было идти в ногу со временем. В 2005 году БМУ ГЭМ выиграло конкурс на монтаж и подключение электрооборудования комплекса очистных сооружений БЛПК, где на высоковольтных ячейках применялись самые современные на тот период цифровые защиты. 

«Взяв эту работу, мы поняли, чтобы сделать ее качественно, нам необходимо провести обучение людей, — рассказывает Владимир Агеев. — С тех пор, мы постоянно учим наших специалистов по самым разным направлениям, чтобы смонтировать любой вид защит, который встретится нам на практике».

Однако самый большой скачок в развитии Службы наладки произошел с началом работ на Богучанской ГЭС. Численность подразделения возросла с 15 до 30 человек. Но просто набрать людей оказалось мало, необходимо было качественно менять подход к процессу выполнения работ. Так в службе появилось деление инженеров по специализации. По мнению Владимира Агеева, подобное разделение доказало свою эффективность и работоспособность еще во времена единого треста Гидроэлектромонтаж. Вот ведь и вправду говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. 

«Уже доказано, что наладчик с узкой специализацией может быть гораздо лучшим специалистом, чем инженер широкого профиля, — говорит Денис Зыков. — Это более квалифицированный подход. А заказчики сейчас требуют именно такого подхода».

Сегодня в Службе наладки БМУ ГЭМ выделена и успешно работает группа релейной защиты и противоаварийной автоматики. Существует отдельная группа испытателей. Хотя еще недавно, наладчиков, специализирующихся только на испытаниях, здесь не было. Результат такого подхода не заставил себя долго ждать. Сегодня братские наладчики могут проводить испытания любого электрооборудования классом напряжения до 500 кВ.

Есть в активе братчан и вовсе уникальные работы. Такие как, например, аварийно-восстановительные работы на трансформаторе Т-2 Богучанской ГЭС. Так, после ремонта активной части, перед наладкой поставили непростую задачу — провести испытание восстановленного оборудования повышенным напряжением.

«Вообще, такие испытания проводятся только на заводе-изготовителе, в «поле» такую работу никто никогда не делал, уж больно специфичное оборудование, — рассказывает Денис Зыков. — Но мы нашли решение. Доставили из Москвы специальную установку. Можно сказать, только для того, чтобы на одну минуту подать высокое напряжение (72 кВ) на трансформатор. Работа была сделана, испытания проведены».

Кстати, об оборудовании. Сегодня в распоряжении специалистов Службы наладки отличный парк приборов. Все это позволяет оперативно решать любые задачи, будь то испытания или наладка РЗА. Есть и редкие образцы спецоборудования. Например, рефлектометр для проверки качества сварных соединений ВОЛС или установка для проверки кабеля из сшитого полиэтилена с частотой 0,1 герца. А вообще перечисление уникального и дорогостоящего оборудования братских наладчиков займет у нас не одну газетную полосу, поэтому продолжать этот перечень не будем.

Да и не наличие оборудования главное в этом деле. Во главе угла здесь стоят люди. А коллектив в Службе наладки, по мнению руководителей Агеева и Зыкова, просто отличный. Не сговариваясь, как руководитель, так и его заместитель отмечают сплоченность своих подопечных, сознательность, правильное отношение к работе. Притом, что уровень оплаты труда наладчиков в ГЭМе средний по отрасли, текучести кадров в Службе наладки нет. В том числе и потому, что работа интересная, всегда разная, как и те объекты, на которых приходится трудиться. Не зря же Служба считается самым мобильным подразделением предприятия. Судите сами, за последние годы братские наладчики работали на Богучанской и Саяно-Шушенской ГЭС, пускали в работу оборудование подстанций на Дальнем Востоке и юге России, их опыт неоднократно был востребован и в столице России и многих других регионах.

Но как уже было сказано в начале, специфика этого вида деятельности заключается в постоянном развитии и совершенствовании. А потому 15-летний юбилей — это лишь мгновение, когда можно перевести дух и оценить пройденный путь, чтобы грамотно наметить вектор дальнейшего развития. Руководство Службы отлично понимает, куда надо двигаться дальше.

И в первую очередь это обучение. Необходимо продолжать осваивать новые технологии: телемеханику (дистанционный контроль управления оборудованием), различные системы управления и программно-технические комплексы. Эти ноу-хау сегодня используются практически на всех новых объектах. А значит и братским наладчикам это надо знать. 

«То, что необходимо поднимать квалификацию персонала сомнений не вызывает. Вот только что касается систем управления, телемеханики, релейной защиты — это длительный процесс. По настоящему научиться этому можно только на объекте, а на различных курсах уже только уточнить то, что не понял на практике, — считает Владимир Агеев. — Но это не значит, что мы не будем этого делать, ведь 15 лет — это только начало».

Со своей стороны мы хотим еще раз поздравить коллектив Службы наладки БМУ ГЭМ с юбилеем и пожелать больше интересной работы и реализации всех намеченных планов!



Назад к списку новостей